Вернуться на главную страницу

РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ

Создай
      свое
          радио!

Содержание

"Высший пилотаж" в радиовещании


Отрывок из семинара Эрхарда Вернера для руководителей компаний

Цель настоящего семинара - добиться того, чтобы каждый участник был более продуктивным в своей деятельности.

...

Управление в людской среде - это говорение и слушание на фоне общего опыта. Мы управляем, нами управляют - с помощью слов. Если вдуматься в форму нашего общения - мы слушаем и говорим. Вопрос: эффективно ли мы слушаем? Эффективно ли говорим?

Живем ли мы полнокровной продуктивной жизнью? Встречаем ли каждый новый день с энтузиазмом? Просыпаемся ли с улыбкой? Живем ли целеустремленно? Или пребываем в лености и жалобах?

Готовы ли подходить к жизни и трудностям творчески? Ищем ли новые пути? Или делаем вид поиска, когда на самом деле примирились с поражением? И если настроены пораженчески, то притворяемся перед другими или перед собой?

Многие убеждены, что они живут полнокровно и продуктивно.

Я здесь для того, чтобы подвергнуть сомнению это незыблемое убеждение многих. Я здесь для того, чтобы научить вас изобретать способности, а не просто улучшать способности, которые у вас уже есть. Я должен провоцировать людей на поиск.

Я буду высказывать какие-то положения. При этом меня не интересует, согласитесь вы со мною или нет. Меня даже не интересует, понимаете ли вы, что я говорю. Меня лишь интересует, чтобы вы стали более эффективными в своей работе, стали лучшими управляющими.

Я не обладаю какими-то особыми истинами. Я не имею идеала человека, я не хочу внушать вам представление о каком-то конкретном идеале. Я лишь хочу расширить возможности человека, ваши возможности. Этого можно добиться, вскрывая новые возможности управления. Управление - это прежде всего разговор. Когда люди рассматривают свой разговор как управление, они становятся лучшими управляющими. Как открыть новые возможности в слушании других людей? Например, с помощью перехода от противостояния к партнерству. Мы часто предвзято подходим к чужим словам. Мы слишком много отдаем внимания собственным мнениям, оценкам, ощущениям, мне нравится, мне не нравится, я хочу, я не хочу, я думаю, я чувствую, я не согласен, мое мнение таково - все это занимает слишком много места.

Не мы используем язык, а язык использует нас. Это странная мысль, я не прошу ей верить. Я прошу посмотреть на эту возможность. Язык использует нас, формирует нас, строит наши мнения, оценки, мысли, ощущения, поведение. То, что я говорю, не обязательно справедливо, истинно. Я лишь прошу вас изучить эту возможность.

Как научиться сосредоточению?

Как постигнуть управление, как более эффективно овладеть им? Я добиваюсь не того, чтобы мы с вами научились говорить новые умные вещи об управлении. Не столь важно приобрести информацию извне, сколько найти собственный внутренний путь к ней.

Как должна быть полна информация, чтобы впервые севший на велосипед удержал равновесие? Нет, в этом случае не обойтись одной лишь предварительной информацией, необходим личный опыт равновесия. Так и в управлении, так во всех творческих начинаниях.

Какова роль тренера? Игроку важно не столько запомнить и понять указания тренера, сколько расширить свои возможности на поле. Умелое тренерство - не диктат, а раскрытие внутренних возможностей самого игрока. Я хочу представить все в терминах, какие используются на поле, а не на трибуне. Там, на трибуне, смотрят и обсуждают, здесь, на поле - играют, прорываются с мячом к воротам. Там, на трибунах, анализируют и оценивают, здесь, в поле - действуют. Я призываю вас к тому, чтобы на своем поле - в жизни, на работе - вы действовали. Как управлять в поле? Великий футболист, образно говоря, танцует с мячом. Великий управляющий танцует с подчиненными. Как футболист во время удара не думает, как правильно ударить, - уже поздно думать, надо бить, - так и менеджер, управляющий.

Я не говорю - смотрите, я говорю - слушайте глазами. Я хочу, чтобы мы все были в состоянии интерпретирующего разговора.

Проведите поиск - каким уже слушанием вы являетесь?

Получение ответа - это не так важно, как приверженность к вопросу. Сила вопроса не в ответе, а в продолжении этого вопроса. Например: один человек очень хорошо знает, как надо играть в волейбол, а второй - великий волейболист. Кого вы включите в свою команду? Важно не знание как таковое, а внутренняя, органичная способность его применять. При этом очень важны прорывы. Важно создавать новые поляны для действия.

Мы порой недооцениваем мощь слушания, мы верим в мощь говорения. Когда вы хвалите меня за гуманные мысли, помните - гуманно не мое говорение, гуманно ваше слушание. Первостепенно важно, на какую почву падают слова.

Где находится то, чего нам не хватает в настоящий момент? В сфере возможности. Сфера возможности - феномен, существующий в сфере разговора. Работа менеджера - в сфере возможности, в сфере будущего, а значит, в сфере разговора, языка. Нет языка - нет будущего. Возможности - это будущее, открытое для нас. Варианты - это будущее, закрытое для нас. Возможности - это область свободы, варианты - это область принуждения. Возможности - это свобода творчества, к которой побуждает хороший тренер. Варианты - это жесткие схемы, которые предписывает плохой тренер. Говорят, что нельзя обмануть историю, судьбу, нельзя миновать того, что заложено. Но бывает будущее, загнанное в инструкции, а бывает будущее, открытое настежь. Свобода быть. Я не утверждаю, что это так, я не знаю истины. Я просто прошу вас рассмотреть эти два разных будущих.

Мои вопросы не требуют ответа, я лишь прошу побыть с вопросом, подумать.

Бывает управление с помощью кнута. Но кнутом нельзя добиться прорыва. Кнутом не выбьешь творческой искры.

Чем жестче программа, по которой создается будущее, тем хуже, тем беднее это будущее будет. Плохой тренер жестко предписывает программу каждому игроку. Он спускает варианты и закрепощает игроков. Хороший - будит их фантазию. Так же поступает хороший менеджер. Его действия - это танец с будущим, с тем, чего пока еще нет.

Сотворить воду - это соединить кислород с водородом. Сотворить человека - есть ли формула, столь же надежно приводящая к цели?

Когда вы объявляете какую-нибудь возможность, вы рискуете собой в плане этой возможности.

Обычно говорят: я говорю о себе. Я же предлагаю странную фразу - я говорю себя. Быть может, мы создадим тем самым новую возможность, новую полянку, и кто-то начнет говорить себя.

Здесь, на семинаре, вы должны думать: он не говорил о будущем, он говорил будущее. Я хотел бы, чтобы вы не боялись говорить будущее, говорить возможности. У вас ужасная спячка. Вы просто боитесь говорить будущее.

Я не знаю, как избежать неудач.

Я не знаю какого-то огромного секрета, как людям избегать провалов и сбоев. Я не говорил, что научу вас избегать риска. Нет, я учу вас жить с риском. Я обвиняю вас в том, что вы стремитесь уменьшить риск. Я достаточно вас знаю, чтобы бросить вам в лицо это обвинение.

Люди имеют приверженность к тому, чтобы казаться хорошими.

Мы сплошь и рядом стремимся к тому, чтобы быть правыми, делая других неправыми. Поэтому-то мы и боимся говорить возможности, что опасаемся высказать свою неправоту. Мы так опасаемся оказаться неправыми, что избегаем вести разговор в пользу возможностей. Вот почему так мало настоящих лидеров. Нужно мужество - говорить возможности.

Когда мы становимся полянами для говорения других людей, мы становимся большими людьми. Когда мы спорим, кто из нас прав, мы - маленькие люди.

Нелегка ответственность сказать нетривиальность. Не утвержденную конформизмом вещь. Мы боимся этой возможности. Мы боимся задавать вопросы, чтобы не обнаружить наше невежество.

В современной системе образования мы далеко отошли от простой истины - невежество почетно. Нас учат гордится знанием, но ведь это создает барьер для продвижения за уже известный предел, поскольку мы стыдимся оков, которые накладывает на нас невежество. Мы маскируем эти оковы. Но так оковы не сбросишь.

Как получить доступ к бытию как действию, а не как описанию?

К сожалению, звезды индифферентны даже к знаниям эксперта. Новая информация не приведет сама по себе к достижению намеченной цели. Путь к действию таков: сначала разговор в пользу возможности, затем разговор в пользу шанса, а уже потом разговор в пользу действия, непосредственно предшествующий действию. Но какова разница между возможностью и шансом? Возможность превращается в шанс, когда определены условия и найдена почва для предстоящего действия. Я даю определение шанса как возможности, которая преобразована в поляну для действия, в свободу быть и действовать.

Кто-то болеет за то, что он говорит, другой - за то, что он слушает. В смелом говорении о будущем уже есть многое из того, что можно назвать хорошим управлением и решительным действием. Говорите реальностями! Ищите поляны для действия!

По большей части мы слушаем, имея в голове вопрос: "Прав или не прав говорящий мне?" Я предлагаю другую схему слушания: слушайте возможности и слушайте реальности, которые создают в разговоре говорящие вам.

Люди обычно думают, что шансов мало. Но этих шансов много!

Вы - кролики! Вы боитесь вести разговор в пользу возможности! Вы любите говорить то, что подтверждено. А я предлагаю вам рискнуть. Вы часто грешите разговором в пользу негативных возможностей, и вы на коне, потому что у вас есть доказательства - сие невозможно потому-то и потому-то.

Хотите быть всегда правыми или хотите достигнуть чего-то нового? И то и другое одновременно - невозможно!

Где начинается поляна для действий? В разговоре. К сожалению, этого не знает почти никто из менеджеров. Но поляна для действий - это еще не действие. Создавайте поляны для действия, но потом не забывайте действовать.

Свобода быть - это свобода от инструкций. Будьте не по инструкции! Действия свободных людей гораздо эффективней именно за счет свободы быть. Свобода быть означает - быть творцом.

Многие люди являют собой набор определенных позиций, взглядов. Порою это можно увидеть даже по выражению их лица. Часто подобные люди тверды, пока их не сломают. Оказывается, они хрупки - им не хватает гибкости.

Вы все время думаете - правильно это или неправильно в разговоре. А меня не интересует это. Меня интересует создание нового.

Вы слишком торопитесь критиковать. Не будьте так самоуверенны. Есть слушание, которое было до вас. Вы - жертва этого слушания. Оно создало, оно изобрело вас, а не вы его.

А теперь я расскажу о свободе. Свобода - это способность видеть себя порабощенным.

Моя технология не направлена на то, чтобы сократить риск, каковым является жизнь. Но она дает силы существовать с этим риском.

Когда человек не вносит свой вклад, мир не является для него простором для действия.

Принятие просьбы не означает подчинения. Это танцуют два человека, и это не тот случай, когда один швыряет другого вокруг себя. Происходит танец разговора. Они танцуют будущее, они танцуют свершение.

Я сомневаюсь, что организации, где господствует подчинение, могут эффективно работать. Там, где господствует дух подчинения, там не может быть выдающихся личностей.

Ищите приверженных слушателей.

Но совершенствуйте и свое слушание - превращайтесь в поляну для другого человека.

Говоря, выражайте свое собственное "Я", говорите свой ум, внося тем самым свой вклад в другую личность.

Говоря, слушайте себя. Слушайте собственное слушание. Слушать так - быть свободным от честолюбивого стремления быть правым.

Люди так устроены, что каждое временное поражение, каждый сбой - это что-то постыдное для них, что-то бьющее по их престижу. Но сбой - это нормально для ищущего и действующего человека. Его не надо стыдиться. Чем больше у вас приверженности к жизни, к настоящему делу, тем больше сбоев у вас будет. Люди без приверженности не сталкиваются со сбоем.

На галерах существовало такое правило: не старайся в гребле, иначе другим рабам это может не понравиться. Но вы можете поработить себя, став частью заговора "не высовывайся". "Не высовывайся" - девиз галерника.

Работать с вами было подарком для меня. Вы рискнули слушать меня, рискнули выступать, делиться чем-то своим. Я благодарен вам за это. Но я благодарю и тех, кто не говорил. Я благодарю их за их слушание.

Наши друзья

Rambler's Top100
Главная
Содержание
Наверх