Вернуться на главную страницу

РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ

Создай
      свое
          радио!

Содержание

Радиокомпания и ее составные части


Выездные студии и каналы подачи программы

    Перечень технических задач, которые надо решать при организации выездной радиопередачи следующий:
    — выбор и акустическое обустройство места для установки временной студии;
    — организация каналов подачи программы.
    В оперативно-новостном радиовещании можно выделить три принципиально различных места, откуда бывает нужно вести прямой эфир: неприспособленное помещение (офис, гостиничный номер, зал ресторана или бара), шумная городская улица и открытые пространства (лес, поле, зоны отдыха, крыши высоких зданий). Во всех случаях необходимо использование направленных динамических микрофонов.

    Неприспособленное помещение. Если у Вас есть возможность выбрать помещение, то предпочтительнее всего — гостиничный номер с квадратной комнатой и высоким потолком. Оптимальная площадь комнаты — 20-25 кв. м. Чем больше в ней аксессуаров интерьера (шторы, ковры, мягкая мебель, драпировки, лепнина...), тем лучше акустика этого помещения. Если громкое хлопанье в ладоши не приводит к гулу в комнате и не "бьет по ушам", то Вы можете спокойно использовать кардиоидные микрофоны, расположить их на коротких подставках на столике на расстоянии от головы выступающих до 30 см и позволить им тем самым некоторую свободу движений. Если же в помещении присутствует ярко выраженное эхо, то микрофоны потребуются с более узкой диаграммой направленности, расположить их потребуется как можно ближе к выступающим и Вашему звукорежиссеру потребуется отслеживать каждое движение головой каждого из выступающих. Использование в этом случае любых устройств автоматического поддержания уровня недопустимо. Иначе в эфире будет "каша".
    План выездной студии — рисунок 1:

План выездной студии

    Выступающего и ведущего надо усадить в угол двух глухих стен за небольшой круглый или овальный столик, а аппаратуру и звукорежиссера разместить в противоположном углу. Для того, чтобы выступление получилось максимально естественным и "живым", надо обеспечить выступающим психологический комфорт и возможность сосредоточиться на теме передачи. Для этого важно, чтобы за спиной у выступающих ничего и никого кроме стены не было, чтобы выступающие могли видеть всех, находящихся в комнате не поворачивая головы и чтобы ведущий и выступающий сидели в пол-оборота друг к другу. Зрителей, если присутствие таковых неизбежно (охрана, например), надо сажать вдоль стены напротив выступающего (в его поле зрения). Если выступающих двое, то ведущему лучше садиться в центре, чтобы к каждому из них он сидел в пол-оборота. Такая рассадка на подсознательном уровне обеспечивает лучший контакт и располагает к откровенности. Двери в помещение, где будет проходить радиопередача должны плотно и бесшумно закрываться. Даже небольшой скрип двери способен перебить ход мысли выступающего и сорвать всю передачу. Поэтому, если вы возьмете с собой масленку и человека, который будет дежурить за дверью во время передачи, эти затраты окупятся. Наличие дежурного за дверью обязательно. Запертая дверь — не гарантия тишины. Всегда кто-то из сотрудников, если радиопередача идет из офиса фирмы, может подойти к двери шефа, попробовать ее открыть или постучаться, Ваш же выступающий, забывшись, может пойти открывать дверь. Прецеденты известны.
    Схема подключения аппаратуры показана на рисунке 2:

Схема подключения аппаратуры в выездной студии

    Городская улица, стройка, двор жилого здания. Супеокардиоидный микрофон в руках у ведущего, для него самого и небольшая "пушка" в руках у звукооператора — для выступающего. При этом заранее должны быть локализованы наиболее громкие источники мешающих звуков и отрепетировано расположение всех участников прямого эфира таким образом, чтобы микрофоны всегда были обращены к помехам направлением своей минимальной чувствительности. Надо помнить, что и ведущий и звукооператор могут перемещаться в процессе передачи, за ними пойдет и выступающий, которого надо предупредить, говорить в сторону микрофона. Мешающий звук, например, лающая собака, находящаяся в глубине двора, за спиной оператора с "пушкой" слышен не будет, если же она будет находиться за спиной выступающего, то в эфире кроме лая ничего разобрать будет невозможно. То же самое относится и к ведущему с суперкардиоидным микрофоном. Разумеется, микрофоны должны быть оснащены ветрозащитой, но лучше выбирать безветренные места. Для того, чтобы в микрофоны не попадало эхо шумов от зданий, желательно, чтобы за спиной выступающего было открытое пространство без источников шума (например, тихий переулок, сквер...) или же разворачиваться так, чтобы направление максимальной чувствительности микрофонов приходилось под пологими углами к стенам зданий.

    Открытые пространства. Эхо отсутствует, источники шумов создают "живой" звуковой фон для передачи и по интенсивности не являются помехами. Возможно применение слабонаправленных микрофонов, при обязательном наличии ветрозащиты. Если же еще посадить выступающих на небольшой поляне в редком хвойном лесу, то это идеальное место с точки зрения акустики. Звукорежиссер может поставить на выход (!) пульта один голосовой процессор выставить его регулировки перед началом передачи, проверить уровни в самом начале и идти спать. Шутка, конечно, но недалекая от истины.

    Теперь разберем пять вариантов расположения выезной студии относительно основной эфирной студии радиокомпании и оговорим соответствующие способы организации каналов подачи программ между ними. В любом случае из выездной студии передача ведется в монофоническом режиме и ведущему и выступающему надо слышать, что в данный момент звучит в эфире радиостанции. То есть, выездная студия и основная эфирная студия должны быть связаны между собой двумя моно каналами — прямым и обратным. Итак:
    — выездная студия расположена в городе, на расстоянии не более одного километра (по прямой) от основной студии. В этом случае в качестве канала подачи программы может быть использована воздушная линия из полевого телефонного провода П-274. Две пары могут быть проложены по столбам, по крышам, по деревьям, а учитывая, что провод П-274 имеет в своем составе стальные жилы и, соответственно, увеличенное допустимое услие "на разрыв", его можно вешать между знаниями с пролетом до 200 метров. При этом на входе и выходе каждой пары должны быть установлены 600 омные трансформаторы с коэффициентом передачи 1:1 и прочностью изоляции не менее 400 вольт. Для защиты от статического электричества каждая пара со стороны основной студии должна быть защищена разрядниками, а каждый вывод внешних обмоток трансформаторов должен быть соединен с корпусной шиной студии через резисторы. Схема устройства согласования приведена на рисунке 3.

Схема устройства согласования

    — выездная студия расположена в городе на расстоянии более одного километра или на другой стороне реки (воздушку не бросишь). В этом случае, по договоренности с местными телефонистами или с местным узлом спецсвязи, можно организовать так называемые "прямые провода" — две телефонных пары, скроссированные через кабельную городскую или специальную телефонную сеть. При этом необходимо согласовать выделение "прямых проводов" с тремя организациями: местные отделы связи (телефонисты в здании) на каждом конце прямого провода и собственно хозяин прямого провода — либо городская телефонная сеть, либо узел спецсвязи. "Прямые провода", выделяемые в пределах одного города действительно являются напрямую скроссированными медными парами и, соответственно, полоса пропускаемых частот по таким каналам будет ограничена лишь полосой пропускания согласующих трансформаторов, которые надо будет поставить на обоих концах линии, точно также, как и в предыдущем случае. Для этой цели подойдет то же самое устройство. Естественно, за выделение прямых проводов надо платить, но суммы вполне приемлемые даже для небогатой радиокомпании.
    — выездная студия расположена за городом, в полевых условиях, внутри зоны вещания радиокомпании. То есть, в качестве обратного канала может быть использован радиоприемник (тюнер), подключенный к усилителю для наушников выступающих и ведущего и звукорежиссера. В качестве прямого канала европейские и американские радиостанции могут использовать специальный репортерский радиопередатчик, мощностью около десяти ватт в дециметровом диапазоне волн. Дальности такого радиопередатчика при использовании направленных антенн и некоторого операторского мастерства может хватать на 50-70 километров, что вполне достаточно для большинства радиокомпаний. К сожалению, в нашей стране не выделены частоты для таких радиосредств. Попытки автора статьи обсуждать этот вопрос в ГКРЧ, несколько лет назад, кончились получением отказа с обоснованием экономической нецелесообразности выделения частот на эти нужды. Тем не менее, я привожу этот способ подачи программы при выездном вещании, как перспективный. Обратите внимание, что этот способ может заменить все остальные в радиусе 50-70 километров от радиокомпании и обеспечить высокую оперативность и "музыкальное" качество вещания (полоса частот 30-15000 Гц, динамический диапазон более 68 дБ).
    — выездная студия расположена за городом, за пределами зоны вещания радиокомпании. В этом случае, необходимо, чтобы выездная студия располагалась неподалеку (не более километра) от любого телефонизированного населенного пункта. В качестве "последней мили" можно использовать все тот же П-274, но в этом случае вполне достаточно одной пары. Договориться с хозяином телефона на его использование два-три часа за небольшую сумму денег не трудно. Прямой и обратный канал в этом случае организуется с помощью телефонного гибрида или лучше с использованием репортофона (специализированный телефонный аппарат, совмещенный с гибридом и автономным питанием в одном корпусе). При этом ведущий из основной эфирной студии звонит по заранее названному ему номеру и работа идет по обычной междугородней телефонной линиии и по ее тарифам, с той лишь разницей, что на обоих ее концах установлены телефонные гибриды и профессиональное студийное оборудование. Качество программы в этом случае получается весьма высокое. Дело в том, что обычный "телефонный" звук, к которому мы привыкли, обусловлен в большей степени качеством микрофона и наушника телефонных трубок на обоих концах. Качество же самого телефонного канала, при нескольких попытках соединения может быть выбрано вполне приемлемым для студийной работы. К тому же, не надо забывать, что выезные радиопередачи бывают как правило разговорные, и полосы частот, пропускаемой телефонным каналом для передачи речи без значительных искажений, вполне достаточно.
    — выездная студия расположена в другом городе. Те же самые "прямые провода", только уже междугородние. Качество сигнала, по сравнению с междугородней телефонной линией, значительно лучше. По крайней мере эти каналы "тихие", то есть в паузах, "на тишине", не слышно никаких тресков, шорохов, щелчков... Правда, в этом случае название "прямые провода" весьма условно. Вам будут предоставлены телефонные каналы с полосой пропускания 300-3500 Герц. Для голосовых программ этого достаточно. Впечатление такое, как будто человек сидит в студии за стенкой. В этом случае Вам также потребуется согласующее устройства с трансформаторами, изображенное на рисунке 2.
    Все способы подачи программы, за исключением репортерского передатчика были опробованы мной при работе техническим директором "Эха Москвы" с 1995 по 2001 г.г. По "воздушке", соединялась выездная студия для вокресных передач Матвея Ганапольского со Старого Арбата. По прямым проводам в пределах Москвы выступал в прямом эфире Президент Франции Жак Ширак. По междугородней телефонной линии с репортофоном и гибридом на концах выступал Губернатор Самарской области Константин Титов. По междугородним "прямым проводам" выступал Федеральный Канцлер Германии Герхард Шредер.
    Вопрос о выделении частот в Москве для репортерского радиоканала, как всегда, самый болезненный. Хотя, ООО "Радиовещательные технологии" с удовольствием предоставило бы радиовещателям услугу выездных трансляций с музыкальным качеством сигнала!

Успехов Вам в бизнесе!

Наши друзья

Rambler's Top100
Главная
Содержание
Наверх