Вернуться на главную страницу

РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ

Создай
      свое
          радио!

Содержание

Радио для себя

  Яромир Янковский
заведующий отделом регионального развития
радиостанции "Немецкая Волна" в странах СНГ
и Восточной Европы

После редакторской правки статья была опубликована
в № 3 (15) журнала BROADCASTING за 2001 г

"Радио для себя" — элитарность и солидарность. Взгляд со стороны.

    

  1. Нобелевская премия для русской мафии?
  2. Ответственность и моральная поддержка — и для бедных, и для богатых
  3. Извечный вопрос: разрушают ли деньги душу?
  4. Новая этика богатых " движение из "остановки"
  5. DAB: поддержать Комарова — в интересах государства
  6. Целевая группа — Практика "гауссового распределения"
  7. Нерешенные вопросы радиоформата

Три радиостанции оказали в минувшие 20 лет историческое влияние на процесс разрушения коммунистическо-государственной монополии на средства массовой информации в Восточной Европе. И каждая из них стала символом перемен: подпольное "Radio Solidarnosc" в Польше — после ввода чрезвычайного положения в 1981 году; "Эхо Москвы" — в дни, когда советские танки стояли на улицах Вильнюса и во время августовского путча 1991 года в Москве; а также "Radio B92" в Белграде, долгие годы сохранявшее независимость наперекор послушным Милошевичу СМИ.

Радиостанция "Эхо Москвы", которая и сегодня — во многом благодаря своему оперативному сервису в режиме "онлайн" — является, в том числе и заграницей, источником взвешенной, актуальной, разнообразной и зачастую эксклюзивной информации, ранее определяла себя как "Свободное радио для свободных людей". Знаменательно, что технический директор "Эха Москвы" поставил на сайте радиостанции ссылку на свой новый проект — "Радио для себя". Это должно быть "радио для богатых" — формат, необычный не только для России. Однако Сергей Комаров видит будущее именно за ним и за современной технологией Digital Audio Broadcasting DAB.

Несомненно, что свободные люди располагают большими возможностями разбогатеть, а богатые располагают большей свободой влиять на создание новых моделей общественно-политической жизни и большими средствами для реализации этих моделей. К такому заключению приходишь, читая текст проекта, который эмоциональностью, своей стилистикой и тягой к постулатам напоминает манифест. Это не только свидетельствует о нормализации восприятия общественным сознанием законов свободной рыночной экономики в России, но и заставляет задуматься, вступить в публицистическую полемику.

Мнения по поводу этого манифеста, высказываемые сторонними наблюдателями, к каковым относится и автор данного текста, можно, конечно, воспринимать как неоправданную попытку "иностранцев" в очередной раз "понять Россию умом". Поэтому нижеследующий анализ адресован, прежде всего, тому, кто хочет знать, как выглядит Россия со стороны.

Кроме того, в очередном выпуске "Broadcasting" анализируются новые тенденции в развитии программ немецких радиостанций и цифрового вещания. Задача этого анализа — не сравнение, а предоставление информации нашим соседям по "Европейскому дому". В этом и заключается основная задача, стоящая перед "Немецкой волной", популярность которой у российского слушателя и зрителя растет, несмотря на всё разнообразие ландшафта СМИ в России (см.: www.dwelle.de/russian).

* * *

В начале 90-х годов телезрители Западной Европы, располагавшие спутниковыми антеннами, могли наслаждаться рекламными роликами из Останкино, демонстрировавшими, например, экстравагантные виллы на испанском побережье. То были времена "золотой лихорадки", неконтролируемой посткоммунистической экономики, которая позволила сказочно разбогатеть узкому кругу наиболее предприимчивых граждан. Кто мог позволить себе подобную виллу? Может быть, те "самые активные", которых Комаров именует людьми, просто "взявшими на себя ответственность за результаты собственной жизни"? Во избежание недоразумений текст Комарова следует читать исключительно внимательно.

Нобелевская премия для русской мафии?

В Германии высоко ценят русских прозаиков и поэтов. В октябре завершилось издание собрания сочинений Осипа Мандельштама на немецком языке в 10 томах. Внимательному читателю переписки Пастернака, Цветаевой и Рильке открывается родство обеих культур. В Берлине вы найдете русское кладбище, а в Баден-Бадене вновь оживают традиции встреч богатых и образованных русских эмигрантов. Но об этом известно лишь немногим немцам и на всём лежит тень октябрьской революции, переворота бедных и бесправных, которым, к сожалению, не хватало уважения как к материальной, так и к духованой культуре страны, в которой они родились.

Сегодня в немецких СМИ информация о богатых в России полна стереотипов: либо это так называемые "новые русские" — неотесанные персонажи в духе героев сатир Задорнова, — либо так называемые "олигархи". И те, и другие обязаны своим процветанием теневой экономике и коррупции в государственном аппарате. И те, и другие давно обзавелись банковскими счетами за границей, поскольку утратили веру в надежность российской банковской системы, особенно после кризиса в августе 1998 года. Стереотипные представлений о богатых в России находят выражение и в саркастических анекдотах — вроде того, что Нобелевская премия по экономики должна быть присуждена русской мафии, без которой экономика России просто развалилась бы. Распространенное на Западе представление о России рисует картину повсеместной нищеты после 10 лет дикого капитализма. И краха национальных амбиций.

Ответственность и моральная поддержка — и для бедных, и для богатых

Комаров не жалуется. Он рисует привлекательный образ завтрашней России, выстраивать который необходимо общими усилиями. По его представлениям, лишь граждане, достигшие материального благосостояния, способны думать и о благе других. Тех же, кто пока не избавился от привитой за 80 лет коммунизма неприязни к "богатым", необходимо поощрять к тому, чтобы брали свою судьбу в собственные руки. То обстоятельство, что Комаров выступает за принцип субсидиарности, не аппелируя при этом к государству как единственной инстанции, обязанной выполнять свой долг перед гражданами, свидетельствует о его подлинном либерализме. Обязанность государства защищать социально слабых граждан должна закрепиться сначала в сознании людей, считает Комаров. Тем самым он призывает отказаться от старого, типично советского, образа мыслей, согласно которому мир делился на государство — "они там, наверху" — и на массы — "мы тут, внизу".

Преодолеть этот стереотип, полагает Комаров, удастся лишь тогда, когда человек постсоветской эпохи поймет, что богатство одних не является причиной бедности других. Задача не из легких, ведь даже Библия не объясняет причин, по которым набожные христиане чаще живут в бедности и невзгодах, чем безбожники, которые к тому же чаще богатеют. Если развивать тезисы Комарова, то невольно вспомнится старая притча польских евреев: два кучера заехали на своих повозках в канаву, да так, что оси телег поломались. Один возносит мольбу о помощи к Богу, другой, ругаясь и проклиная все на свете, пытается починить свою повозку сам. Кому из них "Бог помог", вы уже, наверное, догадались.

Извечный вопрос: разрушают ли деньги душу?

Манифест Комарова побуждает задуматься над вопросом "Разрушают ли деньги душу?" Два ответа напрашиваются сами собой: "Да, если богат забывает о том, что не сможет взять свои деньги с собой в могилу" и "Да, но точно так же ее разрушает и отсутствие денег". Вероника Николаева, президент Суздаль-Kлубa, подчеркивает: "Бедные с удивительным упорством и жестокостью отстаивают свое жизненное пространство, не впускают в него богатых, выдавливают их. Были случаи, когда состоятельные люди покупали полуразрушенные дома, отстраивали их заново на свои деньги, через всю деревню прокладывали хорошие дороги, после чего их дома поджигали. Розы перед домами тут же выкорчевывались. Не разворовывались, нет: их складывали здесь же на клумбах".

Как объяснить это стремлнеие к разрушению и ненавитсь к чужому богатству. Теологи не дают ответов на этот вопрос, а в Библии мы встречаем лишь отказ богатым в спасении души ("Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие"). Одновременно, в частности, в Евангелие от Луки, многократно встречаются примеры готовности делиться с ближним. Но что ответил бы нам сегодня Христос на вопросы, возникающие перед лицом той разрушительной силы, которую может породить бедность?

Приведенная выше цитата шокирует, как пример нежелания искать выхода из бедности, как материального, так и духовного характера. И хотя только даритель, не преследующий эгоистических целей, может научить принимать подарок без чувства унижения, принимающий должен обладать элементарным чувством собственного достоинства и желанием своим трудом избавиться от бедности. Только тогда помощь будет восприниматься не как подачка, а как облегчение собственных усилий. Для этого "бедный" должен стремиться к благосостоянию, а богатый не должен получать удовольствия от бедности окружающих его.

Новая этика богатых — движение из "остановки"

Особая ценность манифеста "Радио для себя" заключается в попытке создания нового, положительного морального облика "богатых". Но вопрос о том, какими путями это богатство было достигнуто, вообще не затрагивается. Разве это неважно? Или то, что не высказанно, не существует? Может, Комаров недостаточно критичен, если объясняет утечку капитала из России всего лишь "отсутствием моральной ответственности богатых перед остальной массой населения страны"? Лишь чуткий и осторожный читатель удержится от того, чтобы скоропалительно обвинить Комарова в идеализации действительности.

Говоря о необходимости ментального прорыва в России, Комаров демонстрирует подход, отмеченный верой в творческую силу слова. С необычным для западного уха пафосом (часто ли цитируют Новый Завет в учредительных документах нерелигиозных радиостанций?) Комаров приводит в действие механизм, возможно, единственный, способный работать в сегодняшнем идеологическом вакууме: он исходит из того, что сформировать нормы гражданского общества способна не проповедь, а лишь активный, осуществляемый в собственных интересах процесс духовного созревания личности.

Таким образом, всякий, кто увидит в этом процессе пользу лично для себя, сможет, по выражению Комарова, "встать у истоков Новой Русской Культуры, любви, достоинства, изобилия и достатка".

DAB: поддержать Комарова в интересах государства

Российское правительство в своей "Доктрине информационной безопасности" от 09.09.2000 также подчеркивает необходимость "духовного возрождения России". Сергей Комаров представляет свой проект и вводит понятие "экономического подвига" в тот самый момент, когда правительство больше внимания уделяет информационной политике нежели рыночным реформам.

Техническая компонента проекта "Радио для себя" (трансляция в стандарте DAB) не предусматривает участия государственных структур. Можно ли считать Комарова радикальным либералом, для которого чем меньше государственного вмешательства в экономику, тем выше творческий потенциал работающих и производительность их труда (и тем меньше коррупции)? Случайно или нет, Комаров умалчивает о том, что во всем мире над проектами DAB совместно с частными телекоммуникационными фирмами работают также государственные организации и ведомства. Симптоматично, что Россия не представлена в списке тех 35 стран, в которых разрабатывается система DAB (см.: www.worlddab.org).

Государство не может устраняться от участия в таких проектах, прежде всего, потому, что здесь востребована его регулирующая функция, без которой распространение технологии DAB затормозится — ведь правовой вакуум означает повышенный риск для предпринимателей, инвестирующих в новые технологии. Известно, что в России отсутствуют стандарты и нормативные концепции не только в области DAB, но и в вопросах, связанных с уже используемыми интерактивными и предающими технологиями (например, MMDS и LMDS). Кроме того, участие государства необходимо, когда речь заходит о приобретении лицензий на производство приемников DAB (например, у фирм Blaupunkt или Bosch), а также при распределении пакетов программ для цифрового вещания.

Аргументы в пользу DAB налицо:

  • Эксплуатационные расходы на треть ниже, чем при трансляции в диапазоне УКВ (при качестве звука, сравнимом с компакт-диском).

  • Станции DAB способны одновременно транслировать в 3-10 раз больше программ, чем станция FM. Возможны и платные радиоканалы (Pay-Radio).

  • Технология DAB позволяет осуществлять приём на портативные и автомобильные приёмники.

  • Существует возможность передачи как вспомогательной информации (PAD — Programme Associated Data) — например, либретто транслируемой оперы, — так и информации, не связанной с передаваемой программой (NPAD — Non Programme Associated Data). Этот режим позволяет запрашивать данные о ситуации на автодорогах, планы городов, метеосводки, новости, биржевую информацию и т.д. Кроме того, возможно предоставление дополнительных услуг как отдельным целевым группам (Conditional Access), так и конкретным адресатам (Paging, E-mails, Faxes). Это позволит, например, банкам обмениваться информацией о блокированных кредитных карточках, а сетям супермаркетов — ежедневно актуализировать цены в своих филиалах.

  • Системы DAB могут применяться и в городских информационных сетях (телематика). Например, пассажиры городского транспорта — в отличие от автомобилистов — лишены актуальной информации: новостей, метеосводок и т.д. Эту информацию, перемежаемую рекламой, можно было бы передавать, например, в московском метро в видеозаписи. Высокое качество изображения и скорость передачи данных до 1,5 мегабит/сек. могут быть достигнуты путем объединения нескольких радиоканалов DAB и уплотнения информации в соответствии со стандартом MPEG-4.

В случае, если Комаров возьмется за изготовление приемников DAB, вполне возможно привлечение к проекту (пока ещё?) государственных предприятий. Если же такое предприятие начнёт одновременно производить и цифровые приемники амплитудной модуляции (Digital Radio Mondiale DRM), успех ему будет обеспечен. Кроме того, он наверняка получит и поддержку "западных голосов", которые, транслируя программы со своей территории, легко впишутся в местный радиоландшафт благодаря высокому качеству звучания, сравнимому с вещанием FM. А если стандарту DRM удастся закрепиться на рынке, как это предсказывают эксперты, то государственные ретрансляционные центры России лишатся многих миллионов долларов, которые выплачиваются им сегодня западными радиостанциями за распространение их передач на коротких и средних волнах с применением традиционной модуляции. Кстати, для этой цели используется то же самое оборудование, при помощи которого во времена холодной войны глушились "вражеские голоса".

Исходя из всего вышеперечисленного, государство должно быть прямо заинтересовано в поддержке проекта "Радио для себя" и, прежде всего, в создании нормативно-правовой базы для развития предпринимательства как в сфере разработки технологий, так и в сфере производства. Если предприятия, производящие приемники DAB (а позднее и DRM), на период своего становления, до получения стабильной прибыли, будут освобождены от налогов, это в конечном счёте даст немало выгод государству. Средства, полученные впоследствие от этих предприятий в виде налогов, можно будет использовать для финансирования разразработок новых телекоммуникационных технологий. Возможным представляется и введение фиксированной наценки на приемники, которая пойдет не в федеральный или муниципальный бюджет, а непосредственно в бюджет Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Обращение Комарова к государственным структурам с призывом принять участие в приобретении у фирмы Sony лицензии на тюнер ST-215 пока не дало результата. Но даже если Комарову придется приложить все свои знания и энергию, чтобы в одиночку реализовать проект DAB, ему не следует этого пугаться: в 20-е годы первые радиостанции тоже были вынуждены заниматься, прежде всего, распространением радиоприемников, чтобы у этого нового СМИ вообще нашлись потребители.

Намерен ли Комаров действительно ограничить использование производственных мощностей и системы сбыта "Домашнее радио" распространением одних лишь радиоприемников, покажет время. Вполне возможно, что Комаров расширит ассортимент производимых и распространяемых изделий.

Раздел проекта, непосредственно посвящённый DAB, может быть расширен, поскольку эта технология призвана стать частью цифрового ландшафта будущего. Как эксперт в области средств коммуникации, движимый ещё и "любовью к радио", Комаров не упоминает в своем проекте, что уже начавшаяся мультимедийная конвергенция исключает сохранение островков. Сам принцип цифровой передачи данных любого рода требует решения вопроса о "взаимозаменяемости" носителей информации. Телевизоры, радиоприемники, персональные компьютеры и мобильные телефоны уже в самом ближайшем будущем станут практически взаимозаменяемыми устройствами для обработки данных.

Целевая группа — Практика "гауссового распределения"

Целевая группа четко определена. 30.10.2000 информационное агентство Интерфакс со ссылкой на газету "Комсомольская правда" сообщило: "По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, в Москве живет около 400 тысяч очень богатых людей. К "видовым признакам" богатых людей относятся нестандартное дорогое жилье, шикарная иномарка, особенный быт (лучшая медицина, дорогие рестораны), отдых в экзотических странах. Среднестатистический "уровень богатства" в столице составляет 3 тысячи долларов США в месяц на члена семьи". Хотя к информации такого рода следует подходить с осторожностью, эти цифры кажутся убедительными для города, на который приходится 80 процентов всех инвестиций в стране. Следующей целевой группой может считаться так называемый "средний класс", образ жизни которого стал недавно предметом первого репрезентативного социологического исследования, проведённого компанией КОМКОН. Согласно полученным данным, в Москве проживает около одного миллиона человек (это 20 процентов возрастной группы от 18 до 55 лет) с месячным доходом не менее 300 долларов США. И эта часть населения, с собственной динамикой развития и стремлением выйти на более высокий уровень жизни, может рассматриваться в проекте как целевая "подгруппа". Стиль жизни обеих групп как нельзя лучше соотносится с представлениями, пропагандируемыми рекламными клипами.

Другая сторона медали: согласно тем же исследованиям и опросам, 10 процентов населения Москвы "не дотягивают до прожиточного минимума". В целом по России этот показатель превышает 35 процентов. Разрыв между богатством и бедностью в Москве ощутимее, чем в большинстве западных городов.

Впрочем, диаграммы и цифры, приводимые Комаровым для описания материальной обеспеченности населения России, становятся более понятными, если учесть, что в Германии "бедным" считается тот, чей месячный доход не превышает 60-ти процентов среднестатистического месячного дохода. "Среднестатистическим" считается доход семьи рабочих или служащих (из 4-х человек) после вычета налогов и взносов в обязательные страховые фонды. В 1998 году он составил 5460 марок в старых федеральных землях и 4540 марок в новых федеральных землях Германии. Социальная помощь, которая обеспечивает скромное, но достойное существование, выплачивается 5 процентам населения. На эту помощь со стороны государства могут по закону претендовать нуждающиеся граждане. Чтобы доказать своё право на социальную помощь, трудоспособный заявитель, в частности, должен представить документы, подтверждающие, что он, несмотря на все старания, не смог найти работу. Хотя сегодня в объединенной Германии уровень безработицы составляет 9 процентов трудоспособного населения, страна может считаться страной всеобщего благосостояния. Для сравнения привожу, не комментируя, официальные данные московских властей за ноябрь 2000 года: в городе имеется 300 тысяч свободных рабочих мест, уровень безработицы составляет 0,65 процента. Этому (чисто статистическому) благополучию москвичей можно было бы позавидовать, не живи каждый десятый житель города за чертой бедности.

Согласно статистическим исследованиям, 48 процентов россиян смотрят в будущее "с неуверенностью", 30 процентов — "с озабоченностью". Лишь 25 процентов смотрят в будущее "с надеждой" (источник: Romir/InterMedia, октябрь 1999). Показательны ответы на вопрос: "Кто виноват в нашей бедности?". 42,3 процента опрошенных винят "отечественную историю", 21,6 процента — "власть". 10 процентов считают причиной собственной бедности "невезение", а 22,3 процента — "собственную лень и пассивность" (см. "Русские горки", ноябрь 2000; "Вестник Суздаль-Kлуба", 33/2000).

Суздаль-Kлуб является одним из немногих объединений людей, которые освободились от опеки государства и стараются наполнить содержанием основные понятия "гражданского общества". Они конкретными действиями пытаются "сгладить последствия социального неравенства". Например, Суздаль-Kлуб предоставляет стипендии малоимущим студентам, проявляя тем самым одновременно и элитарность, и солидарность. Важным признаком девальвации понятия "солидарность" является изменение его лозунгового определения. Согласно исследованиям Общественно-политического центра Фонда Горбачева, в период между 1993 и 1999 годами семантика понятия "солидарность" претерпела кардинальные изменения. Редко кто из молодых россиян понимает слово "солидарность" в его первоначальном значении — как "взаимоподдержку".

Пожалуй, "Радио для себя" не мешало бы повнимательнее отнестись к таким объединениям состоятельных людей, как тот же Суздаль-Kлуб или, например, Английский Клуб Москвы и Санкт-Петербурга, поскольку они заняты и вопросами "осознания ответственности" перед обществом. Они возрождают традиции меценатов и элит, определявших общественное мнение в "старой" России. Для того, чтобы рассуждать о "своих добрых делах", они нуждаются в более массовом информационном канале, чем глянцевые журналы вроде "Признания", выпускаемого ассоциацией "Гражданское общество".

Нерешенные вопросы радиоформата

К сожалению, описание проекта "Радио для себя" не содержит никакой информации относительно предполагаемого содержания и структуры программ. О коммерческих шансах проекта в Москве Сергей Комаров как автор "Радиовещательных технологий" может судить лучше других. Однако в этой связи напрашивается ряд вопросов:

  • Являются ли "богатые" в качестве потенциальных слушателей "Радио для себя" однородной возрастной группой, которой свойственно сходство музыкальных вкусов и прочих привычек в потреблении такого продукта как "радиопрограмма"? Если нет, то налицо риск смешения различных музыкальных форматов. Это уже привело к поражению на рынке слишком аморфной "женской" радиостанции "Радио Надежда", которую, впрочем, слушали не только женщины.

  • Собирается ли "Радио для себя" переманить часть слушателей "Эха Москвы"? Можно ли создать лучшую новостную программу, чем на "Эхе Москвы"? Ведь "богатые" хотят получать самые актуальные новости — в перспективе эксклюзивно в формате DAB!

  • Комаров призывает "богатых" принять личное участие в создании программы "Радио для себя". Означает ли это, что Комаров может осуществить свой проект только в кооперации с "богатыми"? И как обстоит дело с критической самооценкой?

  • Если наряду с DAB-вещанием Комаров планируется вещание и на коротких волнах с тем, чтобы охватить менее состоятельные слои общества, то не переоценивает ли он кругозор этих слушателей? Или они должны будут включить психологические механизмы самоидентификации, чтобы воспринимать "Радио для богатых" как мыльную оперу? Может быть, одинокие и не сумевшие добиться материального благополучия люди больше нуждаются в другом, также планируемом Комаровым "Домашнем радио", которое будет сопровождать своего слушателя, прежде всего, в ночные часы, когда одиночество особенно мучительно? В программах, где ведущие будут обсуждать близкие и понятные этим слушателям проблемы — очередную задержку выплаты пенсий или хамство соседа, не отвечающего на приветствие, — а главное, рассказывать о нормальном, не изуродованном уравниловкой обществе, в котором социальные различия диктуются, в частности, и имущественным положением.

Название "Радио для себя" удачно вписывается в целый ряд названий московских радиостанций — "Наше радио", "Моя волна" или "Радио для всех". Это "для себя" носит отпечаток борьбы с коммунистическими негативными представлениями об индивидуализме. В самом деле, в старые времена подобное название было бы осуждено за попытку "раздробления общества". Вполне возможно, однако, что это "для себя" превратится в случае популярности новой радиостанции в некую мантру, способную внести весомый вклад в трансформацию общественного сознания.

Кёльн, 26.12.2000

Наши друзья

Rambler's Top100
Главная
Содержание
Наверх