Свободное (любительское) радиовещание: расставим точки над «Ё»!

Часть 2

Журнал «BROADCASTING»
2007 г. №2, стр. 49, 50, 51, 52.

Сергей Комаров
Генеральный директор
ООО «Радиовещательные технологии»,
Преподаватель Гуманитарного института
телевидения и радиовещания.

В первой части статьи (ВС № 1 за 2007 г.) была представлена историческая справка возникновения свободного радиовещания, дано его определение, приведена классификация реально существующих свободных вещателей, показана многогранность и романтичность этого увлечения и сформулировано определение Службы свободного радиовещания1 для введения его в Регламент радиосвязи.

Во второй части статьи Сергей Комаров, как инициатор легализации свободного вещания, продолжает отвечать на вопросы директора Бюро радиосвязи ITU Валерия Тимофеева.


Итак, повторюсь, речь пойдет об эфирном звуковом музыкально-разговорном радиовещании со свободной (незафиксированной) концепцией. Именно оно имеет 80-летние традиции в нашей стране и по всему миру. При этом данное увлечение не нуждается ни в частотных присвоениях, ни в профессиональных передатчиках, ни в больших зонах покрытия и ни в коей мере не претендует на коммерческую деятельность. Свободное радиовещание — это чистая романтика эфира! Это программное и техническое вещательное творчество одновременно.

Необходимо более четко обозначить три пункта:

  • Термин «свободное» означает исключительно незафиксированность вещательной концепции, ее свободный, творческий, переменчивый характер.

  • Процедура предпринимаемой легализации состоит в разработке и одобрении на государственном уровне нормативной базы существования данного увлечения в полном соответствии с действующим законодательством2. При этом необходимо максимально точно описать суть этого увлечения в разрабатываемых документах, внимательно и бережно сохранив сложившиеся традиции, чтобы многочисленные его приверженцы смогли бы беспрепятственно заниматься дорогим их сердцу творчеством на законной основе.

  • Реализация разработанной нормативной базы и воспитательная деятельность среди молодежи и приверженцев этого увлечения будет осуществляться сетью клубов свободного вещания3 (с фиксированным членством), образованных самими свободными вещателями при непосредственном контакте с государственными регулирующими и надзорными органами.

Специфика свободного вещания

Для свободного вещания принципиально не требуется частотных присвоений. Никто из перечисленных в первой части статьи категорий вещателей не претендует на круглосуточное и ежедневное вещание на одной и той же, персонально выделенной эфирной частоте. Это увлечение, а не бизнес! И для него не нужно формировать широкую постоянную аудиторию слушателей. Свободное вещание — это принципиально некоммерческое, нишевое вещание на конкретную заинтересованную аудиторию.

Перед тем как включить свой радиопередатчик, свободный вещатель должен убедиться, что на выбранной частоте, в пределах отведенного участка вещательного диапазона, не работают вещательные станции (не слышны в его местности) и не работают другие свободные вещатели (поскольку по Регламенту радиосвязи тот, кто уже работает на данной частоте, имеет приоритет перед тем, кто только собирается выйти в эфир). Лишь убедившись, что частота свободна, вещатель может включить радиопередатчик и начать трансляцию своей программы. При этом продолжительность свободного вещания не должна превышать 12 часов в сутки, из них на одной частоте не более 6 часов. При детальной проработке рамочной концепции вещания возможны и другие защитные ограничения. Для свободных вещателей они не принципиальны, а коммерческим радиостанциям — чтоб не повадно было. Соблюсти эти ограничения очень важно!

Опасения напрасны!

Свободные вещатели нисколько не потеснят в эфире ни государственные, ни коммерческие радиостанции и не заберут у них столь ликвидные и дорогие частотные присвоения для радиовещания в ОВЧ-ЧМ диапазоне. А найти некоторое количество «дырок» в частотном планировании, куда сможет втиснуться на беспомеховой основе, например, пятиваттный DRM передатчик (полоса в эфире 20 кГц — для стереорежима) с низкорасположенной антенной на уровне крыш зданий и явно не привлекательный для коммерческого радиовещания, можно даже в Москве. К тому же, поскольку свободные вещатели выходят в эфир не ежедневно, не круглосуточно и не претендуют на персональные частотные присвоения, даже одной такой «дырки» будет достаточно для десятков свободных вещателей. А вот программа для заинтересованных слушателей, которые захотят принимать сигнал этой «дырки», окажется очень разнообразной, непредсказуемой и увлекательной. Еще бы! Она будет создаваться десятками искренне увлеченных людей «своей» социальной группы.

Необходимо учесть ошибки прошлого!

Для службы свободного радиовещания необходимо строжайше запретить разработку, продажу и использование промышленных вещательных радиопередатчиков и устройств послестудийной обработки сигнала. Иначе инженерная творческая составляющая этого увлечения будет очень быстро «убита» производителями в погоне за новыми рынками сбыта, как это уже произошло в среде радиолюбителей. А это и выхолостит добрую половину увлечения, и остановит технический прогресс и интеллектуальное развитие в этой области. Несмотря на то, что распределенный инженерный творческий потенциал радиолюбителей и свободных вещателей многократно превосходит любые разрабатывающие НИИ (он их питает!), тем не менее, будучи неорганизованным (свободным, творческим), этот потенциал может быть легко разрушен даже бездарной разработкой, но подкрепленной ее серийным производством и наличием на рынке по бросовой цене. Допустив профессиональные разработки или промышленные передатчики в свободное вещание, мы сами себе подрубим корни воспитания будущих инженерных кадров!

В среде радиолюбителей-коротковолновиков разработка и конструирование прекратили свое существование десять-пятнадцать лет назад из-за наводнения рынка фирменными трансиверами и антенными системами. Вслед за этим радиолюбительство выродилось исключительно в операторское искусство. Остались только соревнования и «охота» за DX и дипломами. Радиотехники в современной любительской радиосвязи больше нет. Потому и «умерли» в большинстве своем коллективные любительские радиостанции в ведущих радиотехнических вузах нашей страны. Не обошла сия печальная участь и любительскую радиостанцию Московского технологического университета связи и информатики (МТУСИ, в прошлом — МЭИС), великолепная ностальгическая статья о которой была опубликована в 8-м номере журнала «Broadcasting» за 2006 г.

При разработке нормативно-правовой базы свободного вещания необходимо учесть прошлые ошибки. Радиопередатчики и устройства послестудийной динамической и спектральной обработки сигналов для свободного вещания должны быть исключительно самодельными! Лишь в этом случае качество свободного вещания будет выше, чем на профессиональном радио. Ведь то, что делается единично, по вдохновению, для души и при ручной сборке, как правило, превосходит то, что делается на конвейерах и за деньги. Увлечение должно служить техническому и программному творчеству, воспитанию, образованию и душевной романтике, а не отбивать деньги для бизнеса.

И еще раз: не путать с радиолюбителями!

Радиолюбительство, как радиосвязь на коротких волнах, имеет огромную популярность во всем мире и юридически существует в нашей стране с 1926 г. Однако это совсем другое увлечение, не имеющее к свободному вещанию никакого отношения. В соответствии с международным Регламентом радиосвязи любительской службе выделены диапазоны частот и виды модуляции, которых нет в бытовых вещательных радиоприемниках. То есть радиолюбители занимаются исключительно радиосвязью между собой, никоим образом не общаются при этом с аудиторией радиослушателей и не претендуют на создание творческих радиопрограмм. Соответственно, в любительских диапазонах отсутствует аудитория радиослушателей, которая радиолюбителям и не требуется.

Свободные вещатели используют в своем эфире исключительно вещательные виды модуляции, которые могут быть приняты с высоким музыкальным качеством на обычные бытовые радиоприемники, в то время как радиолюбители используют в эфире связные виды модуляции, для принятия которых необходима специальная связная аппаратура, и ни в коей мере не претендуют на музыкальное качество и аудиторию слушателей.

Недопонимание этого принципиального различия между увлечениями привело к объявлению свободных вещателей радиохулиганами и к 80-летней борьбе администраций связи с собственной молодежью и уничтожению в радиовещании многочисленных увлеченных и высокопрофессиональных кадров. В СССР это определялось идеологической диктатурой и наличием тотальной цензуры в СМИ. Сейчас такого ограничения нет, и больше ничто не мешает легализовать это исторически сформировавшееся самостоятельное увлечение.

Неоднократные попытки радиолюбительских клубов совместно с администрациями связи насильственно загнать свободных вещателей в ряды радиолюбителей терпели полный крах. Увлеченные люди не хотели заниматься несвойственным для себя занятием и предпочитали оставаться нелегалами. В частности, в начале 1980-х гг. ДОСААФ совместно с Центральным радиоклубом СССР и Министерством связи предприняли попытку «записать» свободных вещателей в «четвертую радиолюбительскую категорию», но это действие не имело никакого успеха — «радиохулиганы» не захотели изменить своему увлечению и уйти из вещательных диапазонов.

К сожалению, до сих пор свободное радиовещание не признано. И это несмотря на то, что почти 70% современных радиолюбителей и около 25% радиоинженеров в юности прошли школу свободного (нелегального) радиовещания и именно благодаря той самой романтике свободного эфира состоялись как увлеченные и высококлассные специалисты! То есть свободное вещание в большинстве случаев первично по отношению к радиолюбительству и к инженерной деятельности, оно уже более 80 лет является де-факто школой увлеченных радиоспециалистов в нашей стране. Так, может, настало время признать это и де-юре?

Время «шарманок» прошло

Госсвязьнадзор, наводивший ужас на «радиохулиганов» в советские времена, даже тогда к разным категориям свободных вещателей относился очень по-разному. В первую очередь «вылавливались» те, кто злостно нарушал правила работы в эфире, ставил помехи другим службам, допускал нецензурную брань и имел «грязный» эфирный сигнал, изобиловавший гармониками и побочными излучениями. То есть по приведенной классификации (BC № 1 за 2007 г.) — это пятая и шестая категории.

Одновременно с этим первые четыре категории свободных вещателей, имеющие чистый эфирный сигнал, нежное музыкальное качество модуляции, аккуратно работавшие в эфире, производившие интересные радиопрограммы и соблюдавшие Кодекс чести, могли работать годами. В Госсвязьнадзоре их хорошо знали, но не трогали, ведь и в надзорных органах тоже работали люди, которым хотелось послушать хорошую и модную музыку, а ее, кроме как в свободном эфире, нигде и нельзя было услышать. Ловили отъявленных. Заодно и официальный имидж создавали свободным вещателям хулиганский, в чем преуспели.

Учитывая высокую требовательность современной молодежи к качеству звучания музыки, сегодня хрипящие «шарманки» уже никому не нужны. Современные разработки свободных вещателей по качеству модуляции, стабильности частоты и чистоте спектра укладываются в требования ГОСТов на профессиональные вещательные передатчики и даже превосходят их. Современная доступная элементная база позволяет сделать возбудитель для FM-стереопередатчика на оба УКВ-диапазона (полоса 65,8 — 108,0 МГц) всего на трех микросхемах и четырех транзисторах. Одна микросхема — синтезатор частоты, вторая — стереокодер по стандарту с пилот-тоном, третья — контроллер для синтезатора, дисплея и органов управления. Четыре транзистора с щепоткой конденсаторов и сопротивлений — аналоговый тракт формирования несущей. Весь возбудитель с выходной мощностью 7 мВт помещается на ладошке. И собрать его можно за субботу-воскресенье. На фото 1 представлен сигнал-генератор для настройки УКВ радиоприемников — чисто любительская конструкция, однако по параметрам и качеству звучания она превосходит профессиональные возбудители.


Самодельный ЧМ-стереовозбудитель УКВ-диапазона для свободного вещания

Фото 1. Самодельный ЧМ-стереовозбудитель УКВ-диапазона для свободного вещания. Вид на дисплей, плату контроллера, ВЧ блок и печатный монтаж ВЧ блока (увеличено). Для масштаба рядом показана радиолампа 6П3С — легендарная «шесть-пэ-тройка».

Подобные технологические изменения произошли и в аппаратуре для средневолнового и коротковолновых «свободных» диапазонов. Создавать «грязь» в эфире уже никому не интересно.

Схемы таких передатчиков и печатные платы для них уже несколько лет ходят по рукам в среде свободных вещателей. Есть они и в Интернете. Как и 50 лет назад, в непризнанном увлечении представлен полный спектр разработок. Однако далеко не все они обладают вещательным качеством и достойны повторения. Существует и путаница, когда некоторые радиолюбители пытаются разрабатывать связные SSB-трансиверы на «свободные диапазоны», что противоречит самому смыслу свободного вещания, да и с точки зрения радиолюбительства является криминалом. И очень бы хотелось, чтобы появилась легальная возможность поддержать на страницах технических журналов лучшие разработки, чтобы свободный эфир наполнялся качественными вещательными сигналами, а не помехами от низкопробных или непрофильных поделок. Но реализовать это можно будет только после решения ГКРЧ о выделении полос частот для службы свободного вещания.

Творческие цели свободного радиовещания

Свободные вещатели занимаются творчеством в двух областях, совмещая вроде бы несовместимое. Но не будем забывать, что большинство «физиков» в душе — «лирики»! И они физической частью своей души создают высококачественные экспериментальные радиопередающие устройства на радиовещательные диапазоны с вещательными видами модуляции (как аналоговыми, так и цифровыми). А лирическая, гуманитарная часть их души создает музыкально-разговорные радиопрограммы для своих друзей и широкой публики. И эти два вида творчества претендуют быть представленными аудитории радиослушателей через обычные бытовые вещательные радиоприемники.

Обобщая опыт личного общения со свободными вещателями и присовокупив к нему тридцатипятилетний опыт наблюдений за «свободным эфиром», могу сформулировать цели, с которыми четыре конструктивных категории свободных вещателей выходят в эфир:

  • создать по своему замыслу музыкально-разговорную радиопрограмму;

  • вынести свое творчество на широкую по составу (хотя и небольшую по численности) аудиторию слушателей, чтобы узнать их отзывы;

  • пообщаться с радиослушателями и завести знакомства в прямом эфире;

  • обеспечить себе приятный музыкальный фон, отправившись из деревни или с дачи купаться на речку или в ближайший лес за грибами и взяв с собой радиоприемник;

  • разработать вещательный передатчик, который превзойдет по своему качеству звучания передатчики коммерческих и государственных радиостанций;

  • разработать и сделать к своему радиопередатчику устройство динамической и спектральной обработки сигнала модуляции, чтобы звучание радиостанции не только бы сохраняло свою музыкальность среди эфирных помех, но и было бы запоминающимся и приятным для слушателей;

  • разработать новый способ модуляции (при том же самом классе излучения), чтобы звучание своей радиопрограммы в эфире было бы максимально нежным, музыкальным и «живым»;

  • заниматься разработкой и конструированием вещательных антенных систем как передающих, так и приемных, в том числе активных, для вещательных приемников различного применения;

  • заниматься разработкой и конструированием радиоприемников, обеспечивающих качественный прием маломощных вещательных радиостанций в условиях дефицита частотного ресурса, промышленных помех и непосредственного территориального и частотного соседства с мощными вещательными радиостанциями, а также для новых видов цифрового радиовещания. Фактически в этом пункте свободные вещатели «протягивают руку сотрудничества» другому любительскому увлечению — DX-ингу4.

Во всех этих направлениях в нашей стране отсутствует признанное и поощряемое любительское творчество, которое питает, готовит и воспитывает будущие увлеченные профессиональные кадры, как в области разработки, так и в области эксплуатации радиовещательной техники и создания творческих радиопрограмм!

Зайдите на любую хоть государственную, хоть коммерческую радиостанцию и найдите хотя бы один на всю страну отечественный эфирный процессор! Или удобный и надежный FM-передатчик, сравнимый по качеству с западными разработками. Я не говорю уже о том, что задача создания, например, цифрового DRM-радиоприемника или отечественного DRM-возбудителя до сих пор не решена, а мы продолжаем сами себе подрубать корни воспитания радиоинженеров и радиовещателей! Да и с программным творчеством тоже ведь беда! Попробуйте отъехать на 200 км от Москвы и послушать эфир местных музыкальных радиостанций! А ведь они его делают изо всех своих сил настолько хорошо, насколько могут! Но подход «насколько могут» категорически несовместим с профессионализмом и высоким качеством вещания! Когда нет легальной воспитательной базы — клубов любительского радиовещания, и люди идут в институт, не имея ни малейшего представления о своей будущей профессии, то мы имеем то, что имеем! Может быть, пора все-таки позаботиться о нашей отрасли и о нашей смене?


ГИТР, факультет звукорежиссуры, 2006 г.    

Пожалуйста, не убивайте творчество!

Закрывать глаза на развитие техники, пуская его на самотек и одновременно запрещая и гнобя творческую мысль наиболее талантливой части молодежи, вынуждая ее становиться нарушителями устаревшего и вредительского закона, — преступление перед радиовещательной отраслью, перед следующим поколением и перед человечностью. История России знает огромное число примеров, когда талантливые инженеры, ученые и изобретатели, тщетно пытавшиеся пробиться через бездушие государственной системы, уезжали из нашей страны и творили на благо других народов. И последствия этого мы сейчас расхлебываем почти во всех отраслях. Может быть, пора внять урокам истории и начать поддерживать свои таланты, для начала, хотя бы просто не мешая им?


Фото 2. ГИТР, факультет звукорежиссуры, 2006 г. Преподаватель электро-радиотехники и будущие звукорежиссеры.

Работа в эфире: традиции и стиль

Радиостанция «Али-Баба», которую в г. Серпухове в начале 1970-х гг. знала практически вся молодежь, почти ежедневно начинала свою вечернюю 6-часовую передачу в 17 часов и передавала в эфир музыкальные программы великолепного эфирного качества, где звучали (в те-то годы!) группы «Биттлз», «Роллинг стоунз», песни Владимира Высоцкого и других бардов, песни русских эмигрантов и много другой музыки, которую услышать на «Маяке» или на Первой и Третьей «кнопках» радиопрограмм Всесоюзного радио было невозможно. Качество вещания и музыкальные подборки были такими, что их можно было транслировать по проводной сети и даже устраивать под эту музыку дискотеки! Что я неоднократно и делал, заведуя радиоузлом в летнем студенческом лагере.

Летом 1971 г. радиостанция «Али-Баба» из г. Серпухова ежедневно выходила в эфир в одно и то же время и строго соблюдала самой же объявленную программу передач. Ее любили и регулярно слушали!

Приблизительно каждые полтора часа «Али-Баба» прерывала свои музыкальные передачи, переходила на «прием» и тогда с ее оператором можно было установить радиосвязь и попросить в последующих передачах поставить в эфир полюбившиеся песни. Собственно, за этим и была тогда сделана моя первая «шарманка» на радиолампе 6П3С.

Разумеется, оператору «Али-Бабы», имея такую популярность, не надо было перестраивать свой передатчик с единожды выбранной частоты в почти полностью пустующем диапазоне (тогда радиостанций-то в средневолновом диапазоне было всего две: «Маяк» да «Первая программа Всесоюзного радио»). Все желающие связаться с оператором «Али-Бабы» отвечали на его приглашение выйти в эфир на его же рабочей частоте. Помню, как, затаив дыхание, я ожидал его ответа после своего первого в жизни эфирного вызова! Мгновения казались вечностью… Он вежливо ответил, полюбопытствовав, откуда взялся в их округе новенький, и через несколько минут моя музыкальная заявка была исполнена в эфире. Браво! Тогда это произвело на меня огромное впечатление.

Именно тогда, в свободном эфире, я впервые познакомился и с правилами эфирной вежливости, и с нормами ведения беспомеховой работы. Пожелания 73 и 88, «чистого эфира», «поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой» — все это было впитано мной именно из опыта нелегальной работы на средних волнах.

Работа в эфире без частотных присвоений (когда за радиостанцией не закреплена ее рабочая частота) — это признанная мировая норма, имеющая, однако, жесткий набор правил, которые нужно обязательно соблюдать! Перед тем как включить передатчик на выбранной частоте, необходимо ее прослушать на чувствительном приемнике с хорошей антенной (чтобы убедиться, что никто на ней не работает), затем точно настроиться задающим генератором передатчика (не выходя в эфир) в середину прослушанной полосы, затем на несколько секунд включив передатчик, спросить: «Кто на частоте?» или «Частота свободна?» и снова прослушать, не ответит ли кто. И только после того как эфир будет продолжать безмолвствовать, можно включить передатчик и начать транслировать свою программу.

При ведении радиообмена частота, на которой кто-либо уже работает, считается его частотой, и ты не имеешь права выйти на ней в эфир. И даже если ты вызвал «свободную» станцию, а она тебе ответила и вы пообщались, то ты должен уйти с этой частоты после окончания диалога. Хозяйкой частоты всегда считается вызываемая станция, то есть та, которая работала в эфире на данной частоте до тебя.

Кстати, именно поэтому, сколько бы радиостанций не вызывало «Али-Бабу», она все время оставалась на одной и той же частоте, а вызывавшие ее другие свободные операторы, пообщавшись с ней, либо выключали свои передатчики и слушали продолжение музыкальной передачи, либо уходили работать на другие свободные частоты. И только спустя много лет я узнал, что эти правила есть нормы Регламента радиосвязи — международного закона для радистов всего мира.

У свободного радиовещания много хороших традиций. Благо, за 80 лет накопились! Есть даже свой, радийный, стиль языка. Однако рамки журнальной статьи не позволяют обо всем упомянуть. Для этого нужно написать книгу — учебник по свободному радиовещанию. И я сам, первый, буду по нему преподавать. Как только состоится решение ГКРЧ и хоть что-нибудь из заявляемых полос частот будет выделено для свободного вещания, непременно займусь его написанием и изданием! Разумеется, в свое свободное время и за свои личные деньги. И мне не нужно для этого никакого финансирования. Это увлечение, а им занимаются для души.

Продолжение статьи в следующем номере журнала



1 Проект определения новой службы для введения его в Регламент радиосвязи:
Служба свободного радиовещания — Служба радиосвязи для целей само- и взаимообучения, передачи которой предназначены для непосредственного приема населением. Эта служба предназначена для создания звуковых радиопрограмм со свободной (творческой) концепцией с использованием оперативной обратной связи со слушателями, а также для технических исследований в области звукового радиовещания и осуществляется свободными вещателями, то есть лицами, имеющими на это должное разрешение и занимающимися радиотехникой, радиовещанием и созданием радиопрограмм исключительно из личного интереса и без извлечения материальной выгоды.

2 Горегляд В. К вопросу о легализации свободного (любительского) вещания в рамках существующего правового поля // Broadcasting № 8, 2006.

3 Комаров С. Ассоциация любительского радиовещания: структура организации, формы деятельности, задачи // Broadcasting № 5, 2006.

4 Оганесян А. Любительское радиовещание нужно легализовать // Broadcasting № 4, 2006.