Вечерний Город

Журнал «BROADCASTING»
2009 г. №2.

Максим Мухамеджанов
Индивидуальный вещатель,
создатель радиостанции «Вечерний город»

Три года назад в нашем журнале Сергей Комаров начал публикацию серии статей, посвященных легализации в России Любительского радиовещания. Увлечения десятков тысяч талантливых мальчишек, бредящих созданием индивидуальных радиовещательных станций и берущих в руки паяльник, а затем и микрофон, чтобы донести чистые и искренние порывы своей творческой души до широкой аудитории. Кому-то из них несовершенство законодательства, ставящее такую естественную потребность молодых талантов вне закона, ломает жизнь и навсегда отвращает от радиотехники, а кто-то обретает и позитивный опыт, о котором стоит рассказать. 7 мая 2009 г. радиостанции «Вечерний город» исполняется ровно год с начала вещания. Сергей Комаров и редакция BC поздравляют автора статьи с двойным праздником!


Начну с отрывочных воспоминаний детства… Отключение света в посёлке и загадочный вид отца, подключившего ламповую радиолу к нескольким круглым батарейкам, и одной большой, кубической, с хлёстким высоковольтным названием: «Молния». Он сидел, вглядываясь в тускло светящуюся стеклянную шкалу, за которой поблёскивали красные огоньки ламп, а из динамика полушёпотом бормотал «Голос Америки». Почти тридцать лет с того момента прошло... Эх... Именно эти воспоминания детства о шепчущем из динамика «вражьем голосе» много лет спустя, дали толчок к описанным в этой статье событиям.

Максим МухамеджановО «радиохулиганах» я узнал, когда сменил место жительства с Дальнего Востока на Сибирь. На моей родине с этим было жёстко, одна большая погранзона и тьма воинских частей вокруг не способствовали развитию «шарманщиков», чьи выходы в эфир были единичны и пресекались самым жестоким образом. А здесь... По послеармейской, кипучей молодости это было интересно, слушать беседы всевозможных «Сибиряков», «Турбин» и «Патронов». Всё это легкомыслие не требовало особой технической подготовки, включил вечером старый «Альпинист» — и хохочи до упаду над «глубокомысленными» рассуждениями «заслуженных мэтров» средних волн перед нами — молодыми и «зелёными» акселератами. При всём этом, я уже имел радиолюбительский позывной и активно работал на коротких волнах, то есть был радиолюбителем-коротковолновиком. Но слушать ради развлечения средние волны не прекращал.

Понемногу шли годы. По совету друга, в поисках интересной и творческой работы, я устроился видеооператором в местное СМИ. Работа была действительно интересная и творческая, но вот нищенская зарплата не располагала к творчеству. В поисках лучшего варианта перешёл в другую компанию, но мои надежды и там, увы, не оправдались: получать заработанное титрами на экране особо не вдохновляло. Директора менялись, как одноразовые перчатки, приходя лишь за тем, чтобы выжать ТВ по-полной, а потом собрать коллектив и объявить всем, что «я ухожу, потому что не смог выполнить...»

Надоело это всё, и я ушёл туда, где работаю до сих пор — в связь. Но старые контакты остались, в частности — с некоторыми ведущими местных радиостанций. Я постоянно слушал местное радио, заполненное бесконечной рекламой и частыми эфирными «накладками», общался со знакомыми «ди-джеями», собирал свою коллекцию музыки и жил спокойной жизнью. Пока однажды в сознании не вскипела идея.

Она вскипела сразу и молниеносно, после очередной рекламы на радио, когда, дозвонившись на студию, я попросил поздравить своего знакомого и поставить ему одну из любимых им композиций известного исполнителя. Неоднократно слышал эту песню на радио, но внезапно ведущий поздравительной программы ответил: «неформат». Это повторилось и на другом радио. На вопрос «Почему?!» услышал ответ: «Потому что музыкальный редактор так решил!» И последней каплей стало то, что из часа поздравительной программы полчаса заняла реклама унитазов и пластиковых окон...

Решительно обзвонив своих друзей — радиолюбителей, я собрал дома «военный совет», и работа закипела. Но кипела она недолго, творческий порыв коллектива оказался на редкость недолговечным, и в итоге я остался один со своей идеей, не привыкший отступать, шаг за шагом продолжил реализацию «проекта». Нет смысла рассказывать про «подводные камни», советы «знающих» и безрезультатные поездки к неким «могущим помочь за определённую плату». Всё напомнило битьё головой о бетонную стену, и руки понемногу опускались. Я стал осознавать, что создать в нашем городе музыкальное радио без рекламы и прочей ненужной коммерческой «шелухи» официальным путем невозможно. А местные коммерческие радиостанции продолжали пичкать слушателей «милой сердцу» дребеденью, от которой последние стремились поскорее отстроиться на другую волну, чтобы услышать и там то же самое...

И вот когда я вспомнил про «радиохулиганов», то картина вдруг стала ясной и понятной.

Потратив некоторое количество денег и с полгода времени на технические эксперименты, я создал «железо», вымотав при этом физически лабораторию нашего узла связи, где настраивал части новоиспечённого ФМ стереопередатчика, доводил до нормы все внеполосные излучения и качество сигнала. Мне не нужны были проблемы в виде «амурских волн» на экранах телевизоров и помех радиоканалам МВД и авиадиспетчеров. С этой задачей я справился с успехом, слава Богу, с радиотехникой, приборами, мозгами и паяльником дружу давно и «на ура». Затем встал вопрос музыкального наполнения, который тоже особых проблем не вызвал, поскольку с музыкой у меня такие же отношения, как и с радиотехникой. Целенаправленные поиски нужного контента дали мне почти 200 гигабайт исполнителей рокового направления, как наших, так и зарубежных. Чтобы не выглядеть в эфире слишком «однобоко», добавил несколько десятков «гигов» разнообразных направлений. Собрал с десяток пробных плей-листов, и в качестве эксперимента, без выхода в эфир, просто включал фоном музыкальные подборки у себя дома, под которые мы с супругой занимались своими домашними делами. Было важно проверить сначала на себе и убедиться, что музыка не «напрягает». Приглашали знакомых, слушали их мнение. Мнения были положительные. Осталось выработать концепцию и график эфирной работы. С десяти вечера до полуночи, каждый день, минута в минуту.

И вот, первый выход в эфир состоялся! Дрожащим от волнения пальцем я вдавил кнопку запуска передатчика. Затем, после короткой «перебивки», запустил плей-лист... Ровно в десять вечера, 7 Мая 2008 года, радиостанция «Вечерний Город» вышла в эфир. Первое время каждый день ждал, что ко мне приедет некая машина, а из неё выйдут какие-то люди со злыми лицами, по мою душу... Но ничего не происходило. Затем кто-то из знакомых (до сих пор не знаю, кто), на местном форуме под моим именем создал ветку, посвящённую моему радио. Сообщили мне. Я не стал прятаться, зарегистрировался и открыто вышел в ресурс. Изложил концепцию и правила работы моего радио, зачем я его создал, прочитал очень много вопросов и мнений, в большинстве своём положительного характера. И осознал, что мой «Вечерний Город» слышат, его слушают вечерами, и людям нравится чистая музыка, которая позволяет в эти вечерние часы расслабиться и спокойно уснуть, без диджейских «выкрутасов» и бесконечных рекламных вставок! Кто-то вспоминает свою молодость, запрещённые ранее записи «капитализма», поскольку музыкальная коллекция охватывает даже 60 годы прошлого века, а не только современных исполнителей.

Пусть моя станция имеет всего 10 ватт выходной мощности и простой «штырёк» на крыше, но этого вполне достаточно для того, чтобы те, кто хотят услышать — услышали. В моём эфире нет политики, рекламы, нецензурщины и тому подобного, неперевариваемого радиослушателем контента. И если человек в десять вечера включает свой приёмник на частоте «Вечернего Города», значит, это радио ему нужно! Он знает, то, что хочет услышать — обязательно прозвучит и подарит ему минуты радости. А может быть, мгновения ностальгии по ушедшим годам. Радио работает не для того, чтобы «накачивать бабками» банковский счёт. Оно существует ради одного — единственного слова «Спасибо», которое прозвучит где-то далеко, в городе, за железобетонной панелью высотки, неслышное и неощутимое. Именно это и есть основное богатство, и ничего более.


Недавно я нашёл интернете — ресурс Сергея Комарова (рекламный баннер внизу этой страницы), где при федеральной информационной поддержке журнала BROADCASTING полным ходом идёт работа по разработке и продвижению закона о подобных «Вечернему городу» радиостанциях. На страницах форумов очень много различных мнений, в том числе и о том, что свободное некоммерческое вещание вызовет «бедлам» на частотах. Не соглашусь с подобными высказываниями по одной простой причине. ФМ диапазон — своеобразная среда. Для создания чего-то вещающего в ней, нужно иметь понимание общей радиовещательной идеи — того, что интересно и нужно людям. Банальное «радиохулиганство» со всеми его «спецэффектами» тут неприемлемо, плохой и плавающий сигнал слушать не будет никто, как и гоняться по диапазону за сомнительного смысла передачей. Включаться пусть даже и с хорошим качеством для того, чтобы поматериться? — Это попахивает обычной уголовщиной, и реакция властей будет однозначной и молниеносной, как у крокодила. Да и если выйти в эфир, и устроить там «детский сад», типа «алёканий» и продувок микрофона — вообще глупо, такой идиотизм радиослушатель не примет органически. Поэтому подобные «вещатели» там не приживутся, если вообще будут.

Движение некоммерческих радиовещателей* разнопланово и увлекательно, оно подвигает людей и молодежь в особенности на изучение невостребованных ранее радиолюбительской и слушательской общественностью решений и техническо-моральных критериев, открывает новые горизонты и цели, которые вполне достижимы. Так давайте же возьмёмся все вместе за этот канат, и затащим наш корабль в воду, чтобы у него было долгое плавание под официальными флагами «Индивидуального радиовещания»! И превратимся в законных вещателей и радиооператоров в одном лице**, с правами и обязанностями, а не будем теми, кого с ухмылкой называют «радиожуликами», «радиохулиганами» и «радиопиратами», которыми мы на самом деле не являемся!



* Подробное описание форм деятельности движения некоммерческих вещателей дано в статьях Сергея Комарова «Любительское (свободное) радиовещание: история, проблемы, возможности» BC № 2 за 2006 год, и «Свободное (любительское) радиовещание: Расставим точки на „Ё“!» ВС № 1, 2, 3 за 2007 г.

** На страницах ресурса Сергея Комарова я увидел очень правильное официальное название нашего увлечения — «Индивидуальное радиовещание», то есть, когда создатель радиостанции в одном лице является и радиоинженером, и вещателем, и оператором, и музыкальным редактором, и ведущим, и автором всех радиопередач.