Вернуться на главную страницу

РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ

Создай
      свое
          радио!

Содержание

Радиокомпания и ее составные частие

Маргарита Набокова
Директор программ радио "Милицейская волна"
1990-1997 г.г. — ведущая музыкальных программ
радио "Европа Плюс"

Правила работы ведущего музыкальных программ

     Ведущий — это нечто среднее между диктором и хозяином программы. Речь его должна быть понятной, логически выстроенной. Ведущий должен быть похож на друга, который всегда рад поделиться новостями.
     По тому, как он говорит, видно, насколько он интересный человек. Ведущий должен быть грамотным и достаточно образованным человеком. Грамотность, логика, умение вовремя улыбнуться, пошутить, а иногда и быть сдержанным, сможет сделать из него вполне профессиональную личность.
     Успех зависит от того, насколько вы обаятельны, умны, грамотны и умеете расположить к себе слушателя. Все будет зависеть от того, поверит ли он вам как человеку. Все, что у вас есть за душой эфир подхватит и укрупнит. В то же время, будут видны все ваши пробелы и промахи.
     Существует мнение, что ведущий на радио должен говорить так, как говорят люди на улицах, т.е. поддерживать разговорный стиль общения. Но! Просто бытовой разговор — это небрежность в произношении слов и фраз, это вплетение в речь дешевого жаргона, сумбур в логическом построении предложений, отсутствие заботы о дикции и о звучании голоса. У микрофона все-таки надо говорить несколько иначе. Соединяйте жизненные интонации с привлекательным голосом, хорошей дикцией, умением выделять главные слова и, что особенно важно, с заинтересованностью происходящим в эфире. Запомните простую истину: если вам самому не интересно то, о чем вы говорите, слушатель просто выключит радио.

     Предлагаю вашему вниманию некие стандартные правила работы ведущего. Они, естественно, не являются догмой, но соблюдение их, по крайней мере, гарантирует профессионально грамотный и привлекательный эфир.

Правила работы ведущего

Ведущий должен улыбаться.
Разумеется не тогда, когда он говорит о похоронах и прочих невеселых вещах. Задача станции — создавать хорошее настроение и ощущение праздника.

Говорить мало, но... Краткость — сестра таланта.
Каждый выход ведущего в эфир не должен превышать 30 секунд и должен нести смысловую нагрузку большую, нежели объявление своего имени и времени суток. В соответствии с самыми последними веяниями в этой области, выступление ди-джея должно вообще укладываться в 12-17 секунд.

Каждый выход в эфир должен нести в себе лишь одну мысль.
Не все слушатели одинаковы. За 30 секунд не каждый готов переварить даже 2 мысли...

Ведущий должен говорить не прерываясь, не делая пауз между фразами. А фразы должны быть короткими.
Кое-кто из слушателей может попросту не дождаться окончания фразы и уйти к конкурентам.

Ведущий должен строить каждый свой выход в эфир как самостоятельный фрагмент программы.
Никто из слушателей не будет запоминать содержание предыдущего выхода в эфир.

Каждый выход в эфир должен быть эмоциональным, оригинальным, но, в то же время, естественным.
Да и кто будет слушать вялого, банального и манерного ди-джея.

Каждый выход в эфир должен быть представлен как мини спектакль, с вступлением, кульминацией, эпилогом.
Это громко сказано. В общем-то, смысл в том, что слушать вас должно быть интересно.

Ведущий должен идентифицировать свою станцию всякий раз, когда он выходит в эфир.
Он может начинать со слов "вы слушаете...", заканчивать ими или вплетать их в нить рассказа, но (!!!) слушатель не должен мучаться догадками, какую станцию он все-таки слушает.

Ведущий должен давать джингл как минимум один раз в две песни.
Слушатель не должен мучаться догадками, какую станцию он все-таки слушает.

Ведущий должен быть точным в своих высказываниях.
Он не должен допускать расплывчатых фраз, где за массой вводных слов и междометий теряется мысль.

Ведущий должен стараться , чтобы его шутки были понятны возможно большему числу слушателей.
Можете тешить себя тем, что ваш искрометный английский юмор никто не понимает, но... тогда не пеняйте на низкий рейтинг.

Ведущий не должен учить слушателя.
Коммерческая радиостанция — не школа и не лекторий. Она создана для РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

Ведущий не должен говорить о своих проблемах.
Слушателю хватает своих и ему не интересно, какой зуб из оставшихся 16 болит у ди-джея на этот раз.

Ведущий не должен говорить о проблемах радиостанции, в том числе и технических.
Зачем же её слушать, если у неё проблемы? Она же сейчас отключится. Послушаю-ка я, что там у конкурентов!

Ведущий должен помнить о том, что его текст не должен отрываться от музыкального ряда.
Глупо было бы на композиции "Спид" Земфиры говорить о прелестях беспорядочных половых связей.

Ведущий должен обращаться к слушателю как к равному себе человеку, но, в то же время, не допускать панибратства.
Он должен избегать и насмешек над слушателем.
Любого раздражает, если на него смотрят свысока, и каждый может развернуться и уйти к конкурентам.
А может и увести за собой семью, друзей, целый класс и т.п.

Ведущий должен представлять себе своего слушателя, его образ жизни, понимать его проблемы и заботы.
Иными словами, должен говорить не для миллионов, а для конкретного человека, понимая, что его слушают миллионы.

Ведущий не должен благодарить слушателя за то, что он слушает его радиостанцию.
Не стоит давать слушателю понять, что мы без него ничто (хотя так оно и есть)!

Ведущий должен помнить, что он не музыкальный критик. Он не имеет права негативно отзываться о песнях, звучащих в эфире.
Он не должен анализировать песню, ведь его мнение чаще всего не совпадает с мнением рядового слушателя. Он должен давать только ту информацию, которая может быть действительно интересной большинству слушателей. А ещё, слушатель должен быть уверен, что ему предлагают только самую лучшую музыку. В противном случае, зачем ему слушать ЭТУ радиостанцию?

Ведущий не должен в эфире негативно отзываться о своих коллегах.
Без комментариев.

Ведущий не должен говорить о политике, религии, финансах.
В доме повешенного не говорят о веревке.

Ведущий должен представлять музыку в лучшем свете, подчеркивать достоинства программы и информационных выпусков.
Иными словами: "Всяк кулик своё болото хвалит".

Ведущий не должен подпевать джинглам, рекламным роликам и песням.
Может быть это только вашей маме кажется, что у вас прекрасный голос?

Ведущий не должен шутливо представлять коллегу журналиста. И заигрывать в эфире с ним не стоит.
Вы же не знаете, о чем он сейчас будет говорить. А может это очередной взрыв?

Ведущему не стоит выходить в эфир в середине песни.
Автор или слушатель может и обидеться, если это его любимая песня.

Ведущий не должен забывать о рекламе мероприятий, проводимых при участии радиостанции.
Неплохая прибавка к рекламному бюджету. Ди-джею не в тягость, станции — прибыль.

Ведущий не должен упоминать в эфире ни другие радиостанции, ни имена их ведущих.
Не стоит делать дополнительную рекламу конкурентам.

Ведущий должен помнить, что на станции работает не он один.
Стиль ведения должен соответствовать общему стилю станции.

Ведущий не должен завершать свой эфир так, как будто радиостанция прекращает работу.
Ну, как правило, все радиостанции теперь круглосуточные. А после вас может работать любимый ди-джей Феди Тютькина, а Федя — сын, сват, брат вашего главного рекламодателя...

Ведущий должен соответствовать имиджу радиостанции.
Не надо носить баки в стиле 70-х, если ты работаешь на ретро станции, но знать музыку, исполнителей и актеров тех лет ты просто обязан!

Ведущий выходит в эфир перед немузыкальными событиями (реклама, новости, игры...)
Не стоит подвергать стрессу слушателя, не оставляйте его без внимания в "тяжелый" момент эфира.
В настоящее время все более четко стала проявляться тенденция ограничения присутствия голоса ведущего в эфире. На ряде ведущих радиостанций можно услышать ди-джея всего три раза в час: допустим, на вступлении второй песни он здоровается, и далее говорит на вступлении песни где-то на 35-й минуте часа и на "хвосте" последней песни часа. Существуют и другие вариации, но они менее распостранены.

Ведущий должен большей частью анонсировать, а не комментировать звучащую музыку.
Задача ведущего — удержать слушателя у приемника.

Ведущий никогда не выходит в эфир во время рекламного блока, кроме специально оговариваемых рекламной службой случаев.
Не стоит смешивать зарабатывание денег с удовольствием. Ведущий должен быть чист перед слушателями.

Ведущий не имеет права менять программу.
Для этого есть музыкальный редактор.

Наши друзья

Rambler's Top100
Главная
Содержание
Наверх