Независимое радиовещание: уроки успеха
Ю.Ю. Федутинов, Е.Н. Васильева, О.В. Мироненко под общей редакцией Ю.Ю.Федутинова. Москва, 1997 год.
Введение
На складывающемся сегодня радиорынке успех может быть достигнут только на основе понимания тенденций развития радио за последние десять лет. Коммерческое радиовещание пришло на подготовленную почву. Официальное радио проникало в каждый дом, на каждое рабочее место по кабельным каналам, а по вечерам люди переключались на западные "голоса", не рассчитывая получить нормальную информацию по существовавшим каналам.
Наших сограждан "приучать" слушать радио не приходится. Ежедневная слушательская аудитория составляет более 60 процентов россиян. В утреннее и дневное время радио явно доминирует над другими СМИ. Таким образом, успех коммерческого радиовещания, как то всегда бывает в бизнесе, неслучаен. На сегодняшний день радио считается самым динамично развивающимся рынком среди рекламных носителей.
Общий успех лишь означает, что вы правильно выбрали профессию. Осталось немного - добиться собственного успеха в увлекательном, чтобы не сказать, заразительном деле - в радиобизнесе.
Американцы говорят, что на их радиорынке за последние 50 лет произошли следующие перемены:
Тогда |
Теперь |
Мало станций на одном рынке |
Много станций на одном рынке |
Все слушали все |
Большинство слушает немногих |
Семейное домашнее прослушивание |
Индивидуальное и дневное |
Один радиоприемник |
Много радиоприемников |
Стационарный приемник |
Переносные "транзисторы" |
Ручная настройка |
Цифровая настройка |
Сетевые радиостанции |
Местные форматы |
Спонсоры покупают программы |
Спонсоры покупают целевую аудиторию |
Удивительно, как много общего у нас с американцами, с одной существенной оговоркой: в России этот путь мы прошли почти в десять раз быстрее.
Наиболее болезненным порождением быстрого роста стала серьезная нехватка кадров. То огромное число радиожурналистов, которое готовились для официального радио, оказалось совершенно неподготовлено для коммерческих форматов. Подготовкой руководящего звена станций: генеральных директоров, программных, коммерческих, технических директоров и вовсе никто не занимался.
Первыми и наиболее успешными оказались на рынке иностранные операторы, которые сумели подготовить управленческое ядро станций и сразу поставить бизнес на правильные рельсы. Другим повезло меньше (или больше) и они под давлением рынка стали отходить от радио-романтики и мыслить категориями рейтингов и доходности. Сегодня конкурентная среда у радио несопоставима с тем, что мы наблюдали какие-то пять лет назад - кабельное и спутниковое телевидение, компьютерные развлечения и источники информации, реклама в Интернет и на авиабилетах... У радио есть только звук, творчество и талант, чтобы сохранять привлекательность для слушателей.
Вы тоже брались за только-только переведенные с иностранных языков учебники по управлению, маркетингу, рекламе в поисках своей формулы успеха. Там я для себя нашел правило 4 П: "План - продукт - продвижение - продажа" и переиначил его под свои радионужды "План - программа - продвижение - продажа".
Подробнее своими соображениями по каждому из этих элементов я поделюсь позже, сейчас обращу ваше внимание на дефис между четырьмя П: между четырьмя компонентами успеха любого предприятия существует неразрывная связь, и потому считаю важным обратить ваше внимание на казалось бы очевидную истину: радиостанция - единый организм, стремящийся выжить в суровой и благодарной среде.
А формула успеха для всех радиостанций одна - служение слушателю и рекламодателю.
|