Вернуться на главную страницу

РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ

Создай
      свое
          радио!

Содержание

Общая стратегия

Стратегическое управление

Часть 1 Часть 2

    Известно, что организация радиовещания требует довольно значительных финансовых вложений и на сегодняшний день не во всех регионах является рентабельной. Помимо этого, само по себе наличие стартового капитала и превосходной технической базы не является гарантией прибыльности и успешности предприятия. Для рентабельного радиовещания необходима аудитория слушателей, которая должна знать Вашу радиостанцию, любить её и безошибочно находить в эфире. В свою очередь, для обретения аудитории необходима "раскрутка" радиокомпании, а для её поддержания и расширения надо чтобы Ваша радиопрограмма была интересна для тех социальных групп слушателей, на которые Вы хотите распространять своё вещание. Опять-таки выбор тех или иных социальных групп на этапе проработки концепции Вашего вещания, определяется целями организации Вашей радиокомпании.
    Если Ваша цель - бизнес, Вам стоит ориентироваться на средний слой населения, покупательная способность которого значительна. Именно эти люди являются основными потребителями рекламы и исключительно благодаря им Ваша радиокомпания может стать богатой, известной и влиятельной. Это средние и мелкие и частные предприниматели, наёмные работники частных фирм, просто люди, занимающие активную жизненную позицию и благодаря этому имеющие достойное материальное положение вне зависимости от сферы деятельности. Наглядно это можно показать на следующих графиках:

    Для простоты рассмотрения я обозначил лишь тенденции, точные графики могут иметь более сложный вид и зависят от конкретной социальной ситуации в каждом регионе.
    Первый график показывает тенденцию изменения количества людей в различных социальных группах в зависимости от уровня их доходов, характерную для постсоветского общества. Проще говоря - чем богаче социальная группа, тем меньше в ней людей. Второй график показывает, что чем богаче социальная группа, тем выше индивидуальный доход у каждого ее члена. Третий график образован перемножением первых двух графиков и показывает количество денег в каждой социальной группе. Из него видно, что держателями наибольшей денежной массы являются средние слои населения.
    Самая богатая социальная группа (в пересчете на одного ее члена) - это Правительство России - оно распоряжается самыми большими деньгами - бюджетом страны, и как мы видим из третьего графика - нет никакого смысла на них рассчитывать. Они самые богатые, но их мало и они не являются потребителями рекламы. Если Вы предприниматель и занимаетесь радиобизнесом, то Вам нет никакого смысла рассчитывать на бюджетное финансирование. Если Вы его и получите, то оно может быть только нищенским - посмотрите на график - самый правый угол под кривой это и есть госбюджет - есть ли смысл претендовать на эти крохи? И я думаю, финансовое положение ВГТРК и ее сотрудников комментировать не надо.
    Также нет смысла ориентироваться на так называемую "советскую интеллигенцию" - эти люди, привыкшие в советские времена получать зарплату за пребывание на работе или за посредственное исполнение рутинных заданий, сейчас "сидят без зарплаты" или получают почти нищенскую. Нет смысла ориентироваться и на большую часть рабочего класса, продолжающего прозябать на госпредприятиях, продукция которых имела спрос только на советском внутреннем рынке, а теперь не нужна никому из-за своего низкого качества или высокой себестоимости - реклама любых товаров и услуг среди этой социальной группы только обостряет социальные противоречия в обществе и неэффективна для бизнеса. Денежная масса этих социальных групп - самый левый угол под кривой на третьем графике.
    Если Ваша цель - пропаганда политических взглядов, борьба за ... , или против ... , или же проповедывание иных "ценностей" или собственных амбиций - то Ваша аудитория - это люди, перечисленные в предыдущем абзаце. Не удивляйтесь, что в этом случае Ваша радиокомпания будет убыточна. Кстати, именно поэтому большинство государственных радиокомпаний не могут свести концы с концами. Они привыкли в советские времена заниматься идеологической пропагандой; такой стиль создания радиопередач въелся в подсознание их сотрудников и то, что они сегодня вещают, интересно только нищей части нашего общества - людям, занимающим в жизни пассивную, критикующе-наблюдательскую позицию. Естественно, они не имеют достаточной прибыли от рекламы и вынуждены требовать бюджетного финансирования. Они не умеют и не хотят зарабатывать деньги, они умеют их получать из бюджета и делить между собой. Пока что у них это получается, но уровни доходов сотрудников на госпредприятиях не идут ни в какое сравнение с частными компаниями.
    Поэтому, прежде чем приступать к разработке концепции вещания определитесь с целями - зачем Вы создаете радиокомпанию. Вслед за этим определите перечень социальных групп ваших потенциальных слушателей и изучите их пристрастия.
    После чего постройте программу, привлекательную для выбранной категории слушателей. При разработке концепции радиовещания стоит ориентироваться на результаты социологических исследований по вопросам информационных, музыкальных или иных пристрастий и времени ежедневных максимумов слушаемости выбранных Вами социальных групп населения.
    Ни в коем случае нельзя разрабатывать концепцию вещания исходя из своих собственных мнений и вкусов!!! ...
    - Вы возмущены? Удивлены?
    Давайте посчитаем.
    Сколько людей в Вашем городе, принадлежат к Вашей социальной группе? К социальной группе людей, мышление и интересы которых заняты вопросами организации и создания электронных средств массовой информации? Людей, в своей повседневной деятельности принимающих решения, уровень ответственности которых может быть распространён на все население вашего региона? Сколько таких? - 3? ... 5? ... 7? Уверен, что не больше!
    Соответственно, и аудитория, которой будет интересно слушать то, что вы придумаете ограничена вашими единомышленниками, друзьями, родственниками, коллегами... ну, максимум, несколько сот человек - и это по максимуму! То есть, радиостанция, программа которой создана исходя из интересов ее собственника, директора или главного редактора, будет иметь мизерную аудиторию людей близких к их кругу и, как не трудно подсчитать, обречена на разорение!
    Никогда не задумывались над этим? Или совершенно не стыкуется с тем, чему всех нас учили в советских ВУЗах? Более подробно я коснусь этой темы при рассмотрении второго этапа развития радиокомпании, пока же считаю достаточным обозначить этот важный вопрос. Но продолжим о стратегии. Я позволю себе пару абзацев помечтать. Мне видится в будущем такой путь развития радиовещания в России:
    Несколько наиболее сильных частных радиостанций (наиболее вероятно из Москвы и Санкт-Петербурга, хотя и не обязательно) станут ведущими российскими радиокомпаниями; в их распоряжении будут все системы доставки сигнала в любую точку России и стран ближнего зарубежья. В каждом российском городе у этих радиокомпаний будут партнеры, транслирующие их программы на договорных условиях, зарабатывающие на местных рекламных вставках и создающие собственные региональные программы сходного формата объемом не более 6 часов в сутки. Благодаря трансляции высокорейтинговых центральных программ региональные партнеры смогут не только иметь высокие доходы, но и финансировать деятельность местных радиопередающих центров.
    Помимо этого, в любом городе возможно существование местных музыкальных радиостанций, зарабатывающих в основном на передаче частных поздравлений и рекламе мелких предпринимателей. Количество таких музыкальных радиостанций будет зависеть от численности населения в данном городе, уровня развития предпринимательства и активности создающих их людей.
    Как Вы заметили, в моем видении будущего отсутствуют государственные радиокомпании, - их не будет. Государство очень скоро поймет, что искусственное содержание на бюджете нерентабельных предприятий, не только разорительно для бюджета и дискредитирует правительство, но развращает коллективы радиокомпаний и слушательскую аудиторию, провоцирует людей к безответственной жизненной позиции, как следствие - к нищете и, в конечном счете - к паразитизму. Если мы хотим построить общество, где все люди будут богаты, мы должны придерживаться принципа: "Все, что может быть рентабельным - должно быть частным!" И любые отступления от этого принципа должны быть признаны экономическими преступлениями в особо крупных размерах!
    Радиовещание может быть рентабельным, и это означает, что оно все должно быть частным. И само по себе наличие государственных радиокомпаний должно быть объявлено вне закона, как искусственно увеличивающее расходную часть бюджета, отягчающее налоговое бремя и тем самым подрывающее экономику страны. Не говоря уже о том, что увеличение госсектора в экономике страны приводит к увеличению рабочих мест с нищенской зарплатой и к снижению уровня жизни людей.
    Но вернемся к организации нашей региональной радиокомпании. Полагаю, Вы уже увидели ее место в моей картинке будущего российского радиовещания.
    Даже при правильном выборе социальных групп потенциальных слушателей ваше предприятие может оказаться убыточным. Дело в том, что после начала вещания процесс раскрутки, и как следствие, окупаемости может оказаться более длительным, чем планировалось и на каком-то этапе Вы можете просто остаться без денег. Чтобы этого не произошло, темп развития радиокомпании должен быть высоким, люди - энергичными; планы, договора и кредиты - краткосрочными. Разумеется, радиовещание должно быть динамичным.
    Хочу привести один диалог, который у меня иногда происходит с некоторыми региональными вещателями:
    - Сколько времени надо Вашей компании на "раскрутку"?
    - Месяцев ... шесть.
    - Вы не сможете раскрутиться за шесть месяцев.
    - ? ... ну, может быть, восемь ... девять ...
    - За девять месяцев это Вам тоже не удастся.
    - ??? ...
    - У Вас получится раскрутить компанию за три, максимум, четыре месяца. Если же Вы будете планировать более длительный безденежный этап вашей деятельности, то Ваши люди привыкнут лениво и безнадежно работать и Ваша компания разорится, так и не выйдя на рентабельность. Вас просто "съедят" текущие и эксплуатационные расходы и зарплата работников.

    На этом сайте Вы можете ознакомиться с одним из эффективных методов организации регионального радиовещания, позволяющий максимально быстро выйти на рентабельность. Его можно условно назвать социально-экономическим и заключается он в следующем:

  • использование на начальном этапе создания региональной радиокомпании 100% -ной ретрансляции программы (с региональными рекламными вставками) одной из частных центральных радиостанций, уже зарекомендовавшей себя и имеющей высокий рейтинг;

  • преемственное развитие технической базы, структуры и собственной деятельности радиокомпании по мере увеличения её финансовой успешности;

  • постоянная корректировка и видоизменение программной политики радиокомпании исходя из её экономической эффективности;

  • использование социально-психологических методик и разработок в основе построения и деятельности компании.

    Весь период становления радиокомпании можно весьма четко разбить на 4 этапа.

Далее  

Наши друзья

Главная
Содержание
Наверх